Зависимые люди

Зависимые людиОбобщающее понятие «сервы» для обозначения людей со специальными отраслями занятий в селах Коняры, Рыбаки, Сокольники не раскрывает конкретных форм их зависимости и эксплуатации. К. Тыме — нецкий подчеркивал широкое значение социального термина «сервы», включая в него служебные функции этих лиц. Но их положение зависимых людей ясно обозначалось этим термином, который противопоставлялся понятию «liberi» в господских хозяйствах, то есть тем людям, которые сохраняли личную свободу, но несли по отношению к господину определенные повинности. Институт аскриптициев в XI—XII вв. (servi ascripticii, учитывая широкое значение понятия servi) охватывал » крестьян, которые в составе сел или поименно перечисленные жаловались князем светскому или духовному феодалу. Такими аскриптициями в монастыре регулярных каноников св. Марии являлись пожалованные князьями Зулистир с братьями и племянниками. Богуслав, брат Петра Власта, дал церкви св. Адальберта в качестве аскриптициев названных поименно Збилута и его четырех сыновей, которые жили в селе Муха — бор. Ascripticii glebae являлись купленными рабами или холопами, посаженными на землю, то есть пашенными холопами.

Показательна в данной связи судьба крестьян-рустиков села Хробежа в середине XII в. Первоначально они были децимами. Князь Болеслав перевел их в Куявию, но сандомирский князь Генрих вернул их в княжеское господское владение Загостье. Там они в составе населения Загостья были пожалованы монастырю «на праве свободных госпитов», но без права вернуться обратно. При анализе этой записи важно установить первоначальный статус децимов. В литературе распространено мнение, что они являлись рабами-пленниками, которые сажались на землю в соответствии с десятичной организацией. К. Модзелевский отмечает также, что речь здесь идет не о числе лиц или семей, а о взрослых мужчинах. Но при крайней ограниченности информации мнение о децимах как о рабах-пленных дискуссионно. Оно приходит в противоречие с другими материалами: 1) децимы Хробежа являлись крестьянами-рустиками, 2) десятичная организация свойственна свободному населению, 3) децимам давалось право свободных госпитов, тогда как при рабском происхождении они должны были стать сервами. На основании этих наблюдений представляется, что хробежские децимы являлись первоначально лично свободными кре — стьянами-общинниками. Их последующая судьба стала следствием такого социального статуса: децимы-рустики были переведены в другую область, а когда были возвращены, то закономерным явился их статус свободных госпитов. Последовательно в данной связи запрещение переселяться им из монастырских владений, поскольку понятно их стремление вернуться на уже обжитые места в Куявии.

Еще интересные статьи :

Зависимые люди
Зависимые люди
Зависимые люди
Зависимые люди
Зависимые люди





Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Последние публикации