Свободный человек

Свободный человекВпрочем, в знакомых автору правоотношениях он творчески относился к их регулированию, хотя они были далеки от рабовладения. Из титула VIII Эклоги была использована норма (ст. 6) о выкупе из плена свободного человека. Согласно этой норме, если выкупленный выплачивал установленную совместно с выкупившим лицом цену, он освобождался. Если же он выплатить ее сразу не мог, то становился кабально зависимым мистием и выплачивал сумму постепенно. Выплатив сумму, он освобождался. Эта норма решительно отличалась от права рабовладельческого общества, когда гражданин мог быть только свободным, а потому при выкупе из плена восстанавливался в прежнем правовом статусе. В позднем римском праве с разложением рабовладельческого строя появились новые нормы об отработке долга выкупленным. В ст. 19 ЗСЛ сохраняется норма Эклоги VIII, 6, но при этом уточняется, что выкупленный, который не может сразу выплатить всю сумму, должен был выплачивать своему господину при свидетелях по три солида («стьлязя»). Эта норма подразумевала также, что при отсутствии возможности выплачивать выкупную сумму такой зависимый оставался в постоянной кабале.

О другой форме возникновения зависимости в применении к Великой Моравии и другим славянским странам свидетельствует ст. 29 ЗСЛ. В первой ее части устанавливается: того, кто украл свободного, продал его или поработил, следует поработить самого. Эта норма является модификацией Экологи XVIII, 16: «Укравший свободного человека и продавший да подвергнется отсечению руки». ЗСЛ пересматривает санкцию, заменяя членовредительство порабощением преступника. Вторая часть статьи является нравоучением, повторяющим содержание первой части: «поскольку и он свободного поработил, пусть станет таким же порабощенным» («якоже и онъ свободу поработивъ, въ туже работу да въступить»). Обращает внимание тот факт, что ст. 29 ЗСЛ использует не понятие «раб», а широкие по значению понятия «поработить», «поработить ся», «работа». Это позволяет предположить, что подобно тому, как, исходя из реалий общественных отношений, санкция Эклоги в виде членовредительства была заменена «порабощением» преступника, данные широкие по значению слова означали многообразие форм превращения свободного в зависимого. Это богатство лексики ст. 29 ЗСЛ в ее широких значениях особенно заметно в сравнении со ст. 30 ЗСЛ, повторяющей Эклогу XVIII, 17 с нормами византийского права, модифицирующего римское право: кто прельщает чужого «раба» (в Эклоге — о1к£ТГ|v) и скрывает его, должен вернуть этого раба и отдать другого такого же раба или дать его цену.

Еще интересные статьи :

Свободный человек
Свободный человек
Свободный человек
Свободный человек
Свободный человек





Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Последние публикации