Правление Бориса

Правление БорисаК правлению Бориса I (852—889 гг.) относятся известия о новых административных единицах в Первом Болгарском царстве — комитатах. Как сообщает реймский архиепископ Хинкмар о современных ему событиях, во время восстания 865 г. против введения Борисом I христианства как государственной религии в Плиске собрались восставшие из десяти комитатов. В надписи 904 г. упоминается комес Дристр, который обоснованно отождествляется с комесом Дистром жития тивериопольских мучеников, управителем области Брегалница в тот же период правления Симеона. В этом житии упоминается предшественник Дистра комес Таридин в правлении Бориса I. Царь Самуил (997—1014 гг.) и его братья были сыновьями комеса и поэтому назывались комитопули. Из данных сообщений следует, что в середине IX в. в Первом Болгарском царстве была проведена территориально-административная реформа — деление государственной территории на комитаты во главе с комесами. Эта реформа не только заменяла традиционное деление, восходившее к племенным территориям, но и существенно развивала реформу Омуртага, который вводил жупное деление, еще сохранявшее черты племенного строя. Реформа проводилась до 864—866 гг., в период, предшествующий официальному принятию христианства в качестве государственной религии, и была предназначена, как и христианизация, для реорганизации Первого Болгарского царства.

Введение комитатов более последовательно, чем жупная система, разрушало остатки племенных связей и способствовало формированию государственной административно-территориальной структуры. Сложился государственный аппарат, который включал не только 0релто осубрсожх;, жупанов, комесов, но также должности, образовавшиеся в административном управлении тюркской части населения Первого Болгарского царства: сетит багаин, бири багаин, зитко мир и т. д. Этот аппарат обеспечивал внутри — и внешнеполитическое функционирование государства, отправление судопроизводства, регулирование общественных отношений. В «Ответах» папы Николая I на вопросы болгар в 866 г., исходящих из реалий идейной, общественно-политической и экономической жизни Первого Болгарского царства того времени, «внешние», то есть светские, власти (potestates exteras) имелись в виду как орудие преследования лиц, отрекшихся от христианства («Ответы», XVIII). В ответах на вопросы, относящихся к жизни христианина в христианском государстве, а потому не рассматривавших специально функции государства, устанавливаются также другие формы деятельности государственного аппарата как института управления: организация «стражи» на границах для поимки рабов и свободных, которые стремятся через нее переправиться («Ответы», XX, XXV), принуждение тех, кто отказывается подчиниться приказу выступить в поход, то есть исполнять государственную воинскую повинность («Ответы», XXIII). Государство принуждало к широко понимаемой городовой повинности — строительству мощных оборонительных пограничных сооружений, рвов, валов, стен, крепостей.

Еще интересные статьи :

Правление Бориса
Правление Бориса
Правление Бориса
Правление Бориса
Правление Бориса





Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Последние публикации