Монастырское и церковное землевладение

Монастырское и церковное землевладениеНаряду со светским землевладением в Хорватии XI в. интенсивно развивалось монастырское и церковное землевладение, особенно первое. К концу XI в. только в Далматинской Хорватии существовало около 15 монастырей. Наряду с известными далматинскими монастырями св. Иоанна евангелиста в Биограде, св. Марии в Задаре, св. Петра в Полице в глубинной части страны существовали монастыри в Книне, Вране и других городах. Сохранившиеся картулярии монастырей св. Марии в Задаре, св. Иоанна в Биограде, св. Петра в Полице и другие акты позволяют установить все виды социальноэкономической активности монастырей, которые способствовали увеличению их земельных владений (включая виноградники, отдельные имения и дома), земельные вклады светских и духовных лиц, городов, купли земель, установление холопской зависимости крестьян с землей и без земли (сервы для земельных и пастушеских работ). Впрочем, в методах мобилизации монастырских земель отмечаются некоторые различия. По наблюдениям Ю. В. Бромлея, в Задарском картулярии монастыря св. Марии существенное значение имеют свидетельства о приобретении недвижимости за счет вкладов. В картулярии монастыря св. Иоанна в Биограде значительное место занимает покупка земли, в том числе у местных крестьян. Купли земли и людей составили основу владений монастыря св. Петра в Полице. Таким образом, монастыри-вотчинники св. Иоанна и св. Петра, которые находились за пределами городов, активно внедрялись в земельные владения сельских общин. Монастырь св. Кршевана получил в виде вкладов 2 владения от короля, 5 — от хорватской знати, 6 — от горожан, 3 — от лиц неустановленного социального статуса, 2 земельных участка куплены монастырем, 2 — обменены на другие. Монастырь св. Иоанна получил в виде вкладов более 20 участков и купил не менее 34 земельных вкладов. Основатель монастыря св. Петра — Петр Црни приобрел более 50 земельных участков. Несмотря на различные, подчас незначительные размеры земельных вкладов и купель, земельные владения монастырей в Далматинской Хорватии имели в совокупности большие размеры, учитывая характерную для этого региона ограниченность пригодных для земледелия земель (по подсчетам В. Бабича, пахотные земли монастыря св. Иоанна составляли ок. 110 га).Монастыри, как и ранее, могли получать в качестве вклада острова, доходы от добычи соли и рыбной ловли.

Не только монастыри как корпоративные владельцы, но и отдельные служители, дьяконы, священники, аббаты имели свои земельные владения («аллоды»), продавая их монастырям или отдавая их в качестве вклада.

Еще интересные статьи :

Монастырское и церковное землевладение
Монастырское и церковное землевладение
Монастырское и церковное землевладение
Монастырское и церковное землевладение
Монастырское и церковное землевладение





Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Последние публикации