Четыре социальные группы

Четыре социальные группыТаким образом, в правящем классе, кроме князей, прослеживаются четыре социальные группы: знать служилая и местная, менее значительные служилые князю люди — дружина, духовенство церковное и монастырское.

Сведений об их земельных владениях немного. В грамоте пражского епископа Эккарда (1017—1023 гг.),„ содержащей унификацию церковной десятины, названы хозяйства «могущественного, богатого или бедного». При этом владения указаны в виде феодов и аллодов (de suo pheodo vel allodio). Таким образом, в начале XI в. раскрывается генетически восходящая к предшествующему периоду характерная для феодального общества система землевладения, состоявшего из наследственного вотчинного землевладения местной знати и крестьянства — аллодов, а также из переданных князем земель во временное или наследственное владение — феодов.

Наряду с такой системой светского землевладения как средства материального обеспечения правящего класса во второй половине X в. при организации Пражского епископства сложилась, наряду с церковным землевладением, многообразная система податей в ее пользу: 1) десятина, сбор и распоряжение которой реально находились у светских господ, выделявших священнику столько, сколько они считали нужным, 2) наделение «в достаточной мере всеми доходами» церквей, которые основывал князь (как сообщил Козьма Пражский, Болеслав II (967—999 гг.) снабдил таким образом построенные им 20 церквей). Эта широкая формулировка подразумевает княжеское обеспечение церквей землями и доходами от них. В пользу такого понимания свидетельствуют материалы житийной литературы, согласно которой чешский князь в X в. жаловал клирикам не только золото, серебро, одежды, рабов, но и земли. Такие развитые формы земельных вкладов и церковного землевладения в середине XI в., как пожалование князем Спитигневом (1056—1061 гг.) коллегиату св. Стефана в Литомержицах 14 деревень с людьми и выделение им земли еще для 6 деревень, которые следовало заселить людьми из княжеского хозяйства, владение пражским епископом не только дворами и деревнями, но и «градом» Подивином, подразумевают подобные княжеские земельные пожалования и в конце X—первой четверти XI в. Отсюда можно сделать вывод, что в этот период в Чехии сложилась единая структура феодального землевладения, состоявшая из аллодов и феодов в виде земель, сел и городов при верховном княжеском распределении и перераспределении земельного фонда. Становление этой системы землевладения происходило вследствие внутренних закономерностей развития общества, но оно могло ускоряться и вследствие распространения институтов соседней Германии: чешские князья становились вассалами германских королей, борьба за независимость от них была долгой и упорной, церковная западнохристианская организация несла с собой сложившуюся систему феодальных отношений, а средневековый латинский язык и германские лингвистические заимствования содержали все основные понятия, выражавшие феодальную систему поземельных отношений.

Еще интересные статьи :

Четыре социальные группы
Четыре социальные группы
Четыре социальные группы
Четыре социальные группы
Четыре социальные группы





Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Последние публикации