Болгарское царство

Болгарское царствоПолитический статус свободного человека в Первом Болгарском царстве перед лицом власти был чрезвычайно ограничен. Как следует из вопроса болгар к Николаю I, свободного человека, бежавшего с родины, следовало схватить (qui de patria sua fuga lapsus fuerit). В случае, если раб или свободный бежал через границу, стражники предавались смерти («Ответы». XX, XXV). Папа противопоставил таким принципам иной подход, который осуществлялся в странах Западной Европы в соответствии с христианскими принципами: свободный человек может безнаказанно покинуть свою родину, многие святые так поступали. Напоминает папа и слова гласа Божьего Аврааму: «Изойдите из земли и рода твоего» (Быт. 12, 1), но при этом уточняет, приводя другие слова библейского предания: не «беги», а «изойди из земли твоей» (Быт. 12, 4) («Ответы». XX). Отсюда следует, что в данном случае и папа, и болгары имели в виду не беглых преступников или политических деятелей, а простых свободных людей, которым запрещалось по болгарским законам в языческий период покидать без особого разрешения свою землю. Такой же жесткий контроль осуществляло государство и при исполнении мужчинами воинской повинности. Согласно изложению вопроса болгар папой Николаем I, «вашим господином» (dominatione vestra), то есть ханом или князем, посылался «вернейший и благоразумнейший муж» (fidelissimus et prudentissimus vir), который проверял боевое снаряжение воина, включая оружие и коня; в случае плохой подготовленности такой воин казнился («Ответы». XL). Но были ли эти меры традицией, восходящей к жесткой централизации власти кочевников, или следствием концентрации политической власти хана, а позднее князя в Первом Болгарском царстве — неясно.

Еще интересные статьи :

Болгарское царство
Болгарское царство
Болгарское царство
Болгарское царство
Болгарское царство





Комментарии запрещены.

Последние публикации