Сверкающая голубизна воды

Сверкающая голубизна водыНачиная с первых лет творчества Д. И. Каратанов обращался к изображению Енисея, который хорошо знал, по которому много раз путешествовал от верховий до нижнего течения. Один из ранних этюдов — «Енисей. Последние льды» (1909). Сверкающая голубизна воды под неярким небом заполняет всю центральную часть композиции, оставляя лишь небольшую полоску прибрежных льдов на переднем плане, а дальний план с высокой линией горизонта едва вмещает полосу облачного неба и горную цепь, характерную для сибирских ландшафтов.

В полотне «Енисей», выполненном художником в конце жизни (1951), присутствует гармоничный сплав конкретного сюжета с монументальностью образов Сибири. Характерный изгиб берега, покрытого таежными сопками на многие километры, насколько может охватить взгляд; спокойная величавая гладь Енисея, на которой совсем маленьким кажется плот на дальнем плане, и над всем этим безлюдным спокойствием — неяркое облачное небо.

Самобытное видение природы Д. И. Каратановым ярче всего раскрылось в цикле его небольших пейзажей, объединенных темой сибирской тайги. Никто из художников- современников Дмитрия Иннокентьевича и никто впоследствии не создавал подобных холстов. Они по композиционному решению отличаются таким своеобразием, что именно эти работы дали некоторым исследователям искусства первой половины ХХ века называть Каратанова «примитивистом». Это холсты и акварели «Тайга», «Таежная глушь», «Глухомань», «Коряги в тайге», «Уголок тайги», «Тайга. Бурелом», «Таежные дебри» и еще целый ряд работ аналогичных названий и сюжетов. Своеобразие композиций этих и других работ таежного цикла заключается в отсутствии дальних планов. Всю плоскость холста занимает ковер трав, листвы, переплетений корней, ветвей елей, свисающих с них лишайников. Взгляду почти нет выхода в пространство, лишь чуть заметные просветы между деревьями да крохотные полоски неба в некоторых работах свидетельствуют о том, что оно, небо, где-то есть. Таежные дебри окружают зрителя со всех сторон, это создает иллюзорное ощущение плоскостности холстов. Но при внимательном вглядывании в работу, более глубоком ее прочтении иллюзия плоскостного спонтанного коврового покрытия холста уходит, раскрываются объем, пространство, уводящее взгляд вглубь, начинает вырисовываться продуманная, крепко построенная, тектоничная композиция со своим смысловым и колористическим центром, диктующим построение и цветовое решение холста.

Еще интересные статьи :

Сверкающая голубизна воды
Сверкающая голубизна воды
Сверкающая голубизна воды
Сверкающая голубизна воды
Сверкающая голубизна воды





Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Последние публикации