Старейшие славяне

Старейшие славянеВизантийские авторы ничего не сообщают о старейшинах славян, их положении и функциях. Лишь многочисленные общеславянские понятия, восходящие к праслав. *star ‘имеющий силу, крепкий, большой’, ‘староста’, ‘старейшина’, ‘старец’, свидетельствуют о привилегированном положении и функциях управления старейшин, когда возраст был главным основанием для руководства племенем или родом. Но слово *starosta приобрело значение ‘глава, управляющий.

Из однородной в изображении византийских авторов массы скла — винов и антов выделяются «короли», иногда появляются сообщения о знати. Характер этих известий неразрывно связан с контекстом их сочинений, что необходимо учитывать при определении княжеской власти у славян в середине VI—начале VII в. Прокопий Кесарийский в середине VI в. писал, что склавины и анты «не управляются одним человеком», хотя, как отмечалось ранее, эта тема не рассматривалась Прокопием специально. Во второй половине VI в. Менандр неопределенно писал о «вождях» (Ocpxovreg) Антов. Лишь в конкретном эпизоде с Мезамиром (см. далее, с. 32) он изобразил знатного анта. Отмечая особенности славянского войска, Маврикий сообщал, руководствуясь опытом византийского полководца: «Без власти (или «никем не управляемые». — М. С.) и ненавидящие друг друга, они не знакомы с боевым строем, стараются не сражаться в ближнем бою, не показываться на открытых и равнинных местах». Он подтверждал это мнение наблюдениями над тактикой боя славян, их стремлением избежать рукопашного боя. Отметим в этой связи, что распространенный в работах отечественных историков перевод С. А. Жебелева «не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они…» не дает оснований для мнения об отсутствии у славян князей или незначительности их власти. Напротив, Маврикий сообщал о многочисленных князьях славян: «Так как у них много королей ((briycov) и они несогласны друг с другом, следует держать в руках посредством обещаний или даров прежде всего тех из них, которые ближе к границам, а на других нападать, чтобы вражда не объединила их по отношению ко всем или чтобы они не создали единодержавия (JLiovocpxiocv)». Такая политическая стратегия исходила из большого влияния славянских «королей» и являлась продолжением политики Рима «разделяй и властвуй» по отношению в «варварам». Она могла быть целесообразна только тогда, когда «короли» обладали реальными авторитетом и властью, а их подкуп мог обеспечить положительное отношение племени к империи. Эта политика исходила также из существования в конце VI—начале VII в. межплеменных славянских объединений, которые обладали мощью, представлявшей опасность для Византии.

Еще интересные статьи :

Старейшие славяне
Старейшие славяне
Старейшие славяне
Старейшие славяне
Старейшие славяне





Комментарии запрещены.

Последние публикации