Смысл сообщения

Смысл сообщенияТаким образом, наиболее убедительным представляется прямой смысл сообщения Феофана о существовании в Мизии до 680 г. союза семи славянских племен. Существование такого союза явилось следствием развития тех тенденций в племенных политических структурах, которые выражались ранее в межплеменных объединениях и структуре больших и малых племен. Числовое обозначение «так называемых» «семи племен» указывает на то, что это было объединение по территориальному принципу, а не по кровнородственному племенному единству, где определяющим являлось не число племен, а этноним, как в случае с северами/северянами и другими племенными союзами. Вторжение и завоевание болгар прервали этот естественный процесс эволюции. Последующее развитие славянских племен происходило в условиях славяно-болгарского синтеза в Первом Болгарском царстве.

Внутренние тенденции к объединению славянских племен и росту самостоятельности княжеской власти нашли свое отражение в образовании государства Само в Центрально Европе. На территории Моравии, Чехии и Словакии в VI—VII вв. племена оставались в пределах издавна занимаемых земель. Политические процессы в них не форсировались миграцией. Катализатором их послужил натиск Аварского каганата с юга и Франкской империи с запада.

Как следует из написанной в VII в. хроники Фредегара Схоластика, в конце первой четверти этого столетия в земли славян, которых автор называет венедами, пришел для торговли вместе с другими купцами франкский купец Само из области (de pago) Сенс. Во время восстания славянских племен против угнетения аваров, которые облагали их данями, забирали жен и дочерей, Само оказал славянам значительную «пользу», которая способствовала победе над аварами. Как сообщает хронист, «венеды» избрали его «над собой» королем (regem). Таким образом, раскрывается содержание вертикальной социальной мобильности Само в союзе восставших племен: 1) он становится знатным по доблести или по мудрости, 2) его избирают на народном собрании королем. То, что Само по происхождению был франк, а не славянин, свидетельствует о значительной степени развития славянских племен, в которых принадлежность к роду и племени приобретала меньшее значение, чем знатность по доблести или по мудрости. Вместе с тем там еще сохранялись традиционные институты: народное собрание и избрание короля.

Еще интересные статьи :

Смысл сообщения
Смысл сообщения
Смысл сообщения
Смысл сообщения
Смысл сообщения





Комментарии запрещены.

Последние публикации