Служба царя

Служба царяИзвестны и другие представители служилой знати: «страж» (фиЛаО Перника, «муж, превосходный в военном деле» Кракра, правитель Струмицы Драгомуж, «страж» Сервии Николай. Когда двое последних перешли на сторону императора, им был дан сан патри — кия, а правитель (koct&pxwv) Вереи Добромир был возведен в аналогичном случае в сан антипата, что свидетельствует о постоянстве их высокого социального статуса, в основе которого находились служба царю (императору) и землевладение. Известны также советник царя Романа-Гавриила, правитель (ocpxcov) города Моглены Илица, «муж властитель» (ocvrip 6uvocarr|g), правитель Белграда Елемаг и др. Эта высшая служилая знать названа «правителями Болгарии». Очевидно, эти сановники обеспечивались различными видами феодов, а также обладали собственными владениями. Как свидетельствует надпись на надгробной плите ичиргу боила Мостича при Симеоне и Петре, он оставил «все имение» и умер в монастыре. Таким образом, высшие государственные должности были неразрывно связаны с богатством, причем государство активно участвовало в обогащении служилой знати посредством предоставления ей различных феодов — земельных, денежных, должностных.

Структура поземельных отношений, некоторые виды податей и категорий зависимого населения в Первом Болгарском царстве X— начала XI в. раскрываются в трех грамотах императора Василия II Охридской архиепископии, данных в 1019 и 1020 гг., вскоре после завоевания Болгарии Византией. В эти годы началась организация системы угнетения страны и подавления сопротивления византийскому гнету. Для смягчения антивизантийских настроений Василий II вынужден был вести осторожную политику по отношению к болгарской церкви, знати и местному населению, не лишая самостоятельности церковную организацию, низведенную до статуса автокефальной архиепископии, а в налоговой политике первоначально сохраняя систему податей царя Самуила.

В первом сигиллии император утвердил Иоанна «архиепископом Болгарии» и. указал епископов, ему подчиненных. В состав Болгарской архиепископии включались епархии Первого Болгарского царства в последний период его самостоятельности (976—1018 гг.). О сохранении традиций в сигиллиях Василия II свидетельствует также ссылка на освобождение от податей (экскуссия) клириков, как «и при Самуиле», который правил в 976—1014 гг. Восточным пределом архиепископии явилась река Тунджа, так что все восточноболгарские епископии подразумевались подчиненными Константинопольской патриархии.

Еще интересные статьи :

Служба царя
Служба царя
Служба царя
Служба царя
Служба царя





Комментарии запрещены.

Последние публикации