Пейзаж Крайнего Севера

Пейзаж Крайнего СевераПейзаж Крайнего Севера — это только один большой пласт в творчестве А. П. Лекаренко, раскрывающий его великолепный дар пейзажиста. По-настоящему художник раскрылся как признанный сибирский пейзажист в цикле блестящих монументальных полотен 1940-1970-х годов, повествующих о суровой красоте и мощи Саянских гор. Отправной точкой для создания этого цикла послужила длительная поездка А. П. Лекаренко в 1946 году в Восточные Саяны. На протяжении трех с половиной месяцев (июль-сентябрь) художник один путешествовал по таежным горным саянским тропам. Эта поездка с точки зрения бытовых условий была не менее трудной, чем северная экспедиция двадцатилетней давности. С тяжелейшим грузом художник вначале с проводником, а затем один поднимался на сопки, покрытые тайгой, спускался в распадки. За это время им было пройдено около 180 километров, написано более двух десятков больших этюдов маслом, несколько работ акварелью и гуашью, сделано около сотни рисунков карандашом. Впоследствии, в 1950-1970-х годах, на основе этих работ была выполнена серия монументальных полотен («Кедры и дали», «Буйбинский перевал. Саяны. Усинский тракт», «Восточные Саяны», «Кипрей и кедры. Долина реки Буйбы», «Восточный Саян. Синичагский хребет», «Восточный Саян. Анжинский хребет», «Саянский пейзаж»), ставшая одним из ярких этапов в развитии сибирского пейзажа.

В полную силу в саянской серии раскрылось живописное мастерство А. П. Лекаренко. Уже говорилось об особенностях его живописного строя: художник не признавал пастозного письма, стремительных динамичных мазков. Краска на его холстах обычно накладывается тонким слоем, тщательно прорисовываются детали. Вся эта работа выполняется по уже заготовленному заранее рисунку или акварели. Но, несмотря на тщательную выверенность, «протокольность» его этюдов, они удивительно живописны, обладают большой витальной силой. Это достигается не только высоким профессионализмом, но и ярким живописным даром художника, внутренним зрением, умением чувствовать и передавать на холсте гармонию цвета в природе. Его богатейшая нюансировка оттенков зеленого (от темного, почти черного цвета елей на переднем плане до бледно-зеленых разливов тайги, тающих в мареве); сочность его плотных цветов земли в передаче скал и отрогов; его точно найденные в композиции ритмы белых снеговых лент на склонах хребтов — все это написано мастером, тонко чувствующим красоту природы и умеющим не просто документально передать увиденное, а донести до зрителей свой восторг перед этим вечным, суровым, неподвластным человеку миром.

Еще интересные статьи :

Пейзаж Крайнего Севера
Пейзаж Крайнего Севера
Пейзаж Крайнего Севера
Пейзаж Крайнего Севера
Пейзаж Крайнего Севера





Комментарии запрещены.

Последние публикации