Младший сын хана

Младший сын ханаМладший сын хана Омуртага Маламир правил недолго (831—836 гг.) и умер молодым. Детей у него не было, так что его преемником стал Пресиан, сын второго по старшинству брата Звиницы. В этих особых условиях понятно происхождение значительной власти при Маламире кавхана Исбула. Содержание записи о том, что «архонт» Маламир «управлял совместно с кавханом Исбулом», а также о больших богатствах «его старого боила» Исбула, который построил и подарил хану фонтан, или чешму (так понимает тб ocvoc — Ppurov В. Бешевлиев), или водопровод (по мнению В. Златарского; при таком понимании более ясны большие празднества в данной связи), еще не свидетельствует о соуправлении как постоянной функции кавхана, а потому особой тюркской природе института кавханов. Напротив, надпись «старый его (то есть хана Маламира. — М. С.) боил», строительство фонтана или водопровода кавханом, но передача его хану, организация ханом угощений и подарков указывают на верховную власть хана и подчиненное положение кавхана, хотя Исбул был богатым, могущественным и сохранил свое положение кавхана при хане Пресиане.

В равной мере из характеристики плененного в 1015 г. кавхана Дометиана — «муж могущественный и помощник Гавриила» (avrip 5uvaar|<; коа таз ГосррщЛ аиршхреброд), то есть царя Гавриила-Радомира, — нельзя заключить, как думает В. Бешевлиев, что кавхан являлся соуправителем царя. Сохранение термина «кавхан» в данном случае свидетельствует лишь о преемственности тюркской терминологии в военном деле и о сохранении этой должности в одной семье (после пленения Дометиана кавханом стал его брат Федор).В начале XI в., в христианский период и время самостоятельной царской власти, едва ли обоснованно предполагать соуправление хана и кавхана. Вместе с тем значительная военная власть кавхана, его активное участие в государственном управлении, второе место в иерархии после хана позволяют считать, что институт кавханов генетически восходил к последнему периоду племенного строя, когда короля (гех) избирали по знатности, воеводу — по мужеству. Такое деление институтов ханской власти и кавхана продолжало тюркские традиции, но в более ограниченных функциях кавхана могло испытывать влияние славянской практики, в чем выразилось следствие тюрко-славянского этносоциального синтеза, а также роста значения в государственных условиях наследственной княжеской (королевской, ханской) власти, что объективно совпадало с аналогичными тенденциями у славян. Результатом этих тенденций стало развитие княжеской (королевской, ханской) власти в верховный институт государственного управления, тогда как воеводство стало особым феодальным институтом княжеского управления, первоначально избираемого, а затем назначаемого князем (королем, ханом) из числа знати, племенной или служилой. Отсюда понятно закономерное сужение понятия «кавхан» при царе Симеоне (893—927 гг.) до «воеводы».

Еще интересные статьи :

Младший сын хана
Младший сын хана
Младший сын хана
Младший сын хана
Младший сын хана





Комментарии запрещены.

Последние публикации