Механизм передачи

Механизм передачиМеханизм передачи такого свободного села оказывался простым и эффективным: все «дани» — подати и повинности — крестьяне должны были теперь исполнять на господина (в данном случае на монастырь), владельцу давался податной и судебный иммунитет («да имятъ всеку свободу чисту вси людие монастире того»). Крестьянские подати и повинности первоначально не увеличивались, произвол чиновников господином уменьшался, так что передача села вотчиннику, вероятно, не вызывала у крестьян протеста.

Помимо царских дарений в вотчину светское землевладение осуществлялось также в виде условного землевладения за службу — прения, покупок — «купель», захватов. Быстро росли земельные владения монастырей, которых насчитывалось в Болгарии XIII—XIV вв. более 70. Экономическая структура феодальных хозяйств была универсальной. Наряду с селами, представлявшими собой крестьянские общины (в частности, деспот Слав передал в 1220 г. монастырю Богородицы Спилиотисы село Катуница со всем движимым и недвижимым имуществом, доходами от села и с полным иммунитетом), в их состав, особенно в монастырских владениях, входили расположенные в разных местностях метохи — комплексы различной по составу, недвижимой собственности: поля, сады, виноградники, водяные мельницы, дома. Часть этих земель составляло непосредственное владение господина — господская запашка. В них эксплуатировались различные категории зависимого населения: «люди» или «парики» — крестьяне, которые имели собственное хозяйство, включая земельные наделы — «стаей»; «проскафимены» — присельники на чужой земле; вотчинные ремесленники — «технитарии»; «работники» — наемные люди; «отроки» — вероятно, люди, сидевшие на господских наделах или дворовые холопы. Отроки и влахи находились в состоянии личной крепости, а не прикреплялись к земле или тяглу. С этих зависимых людей взималась отработочная и натуральная рента, тогда как денежные подати в господских хозяйствах становились денежной рентой. Картину крупного универсального монастырского хозяйства представляет близкая к рассматриваемому времени виргинская грамота Константина Асеня (1257—1277 гг.) (со ссылками на грамоты предшествующих царей) монастырю св. Георгия Быстрого, который владел более 30 селами с нивами, покосами, мельницами, зимними и летними пастбищами, общинными угодьями, лесами, звериными и рыбными ловлями, пошлинами за переправу через реку и по мосту, за торг и с ярмарки, с полным податным и судебным иммунитетом.

Еще интересные статьи :

Механизм передачи
Механизм передачи
Механизм передачи
Механизм передачи
Механизм передачи





Комментарии запрещены.

Последние публикации