Каскады пирамидок

Каскады пирамидокЭлехменты орнамента на тулове более сложны и многообразны: различного типа меандры, «свастикообразные» мотивы, фигуры типа лабиринт, каскады пирамидок, ниспадающих вниз или сопоставленных в зеркальном отражении и расположенные параллельными рядами зигзагообразные мотивы. Часто указанные мотивы сочетаются с зигзагом, на оси которого построены обращенные друг к другу углами треугольники. Орнамент на тулове, как правило, более крупного модуля, чем в верхней части сосуда. Древний мастер тем самым стремился уравновесить объемные массы. Поясок треугольников у донца в ряде случаев органично завершает декорацию сосудов.

В том случае, когда орнамент располагается в виде двух полос, выявляются только две части объмной формы — тулово и шейка. Здесь мы видим большее единообразие элементов узора, иногда две орнаментальные полоски идентичны по мотивам. Во второй композиционной схеме, построенной на сочетании двух орнаментальных мотивов, прослеживается логическое их равновесие на разных по очертаниям поверхностях, однако в большинстве случаев мотивы не собираются в стройную систему узора, а лишь свидетельствуют о воспринятых качествах.

Своеобразие художественного облика во многом определяется Техническим исполнением орнаментальных композиций. Сантиметр за сантиметром гончар оттискивал полоски гребенчатого штампа, складывая из них очертания различных фигур, форма которых во многом была обусловлена возможностями именно гребенчатого штампа. Фигурки складывавались из трех-четырех или трех-шести оттисков штампмка. Зигзагообразные мотивы, иногда покрывающие поверхность тулова, создавали бесконечный замкнутый узор, оживляющий глиняную гладь стенок. Едва намеченный рельеф в одной линии оттиска, повторенный несколько раз в разных направлениях в одной фигуре, а затем и в цепочке орнаментального ряда, параллельно повторяющиеся и точно расставленные согласно форме сосуда более рельефные ложбинки и дополняющие их полоски из оттисков полуовального или мелкого подтреугольного штампика, образовывали графическую игру света и тени, способствовали органичному слиянию формы сосуда и орнамента. Никогда в исполнении не применяли точные циркульные инструменты, однако в декоративном решении всегда прослеживается четкая соразмерность фигур в общей композиции. Это достигалось, наверно, потому, что в творческий процесс создания сосудов гончар вкладывал все свое воображение, фантазию, свое техническое мастерство, стараясь сделать вещь привлекательной. Он украшал сосуд на первый взгляд сложным узором. Однако все в каждой отдельной композиции построено на простейших равновеликих отрезках, соединенных в различной последовательности, в различных направлениях в сочетании с небольшим разнообразием замкнутых фигур — треугольника, ромба, квадрата. Совершенствуя свое мастерство, андроновский гончар складывал из оттисков замысловатые фигуры геометрического орнамента, определившего художественное содержание целой эпохи в керамическом ремесле. Своеобразие многих орнаментальных форм вытекает из характера самой техники.

Еще интересные статьи :

Каскады пирамидок
Каскады пирамидок
Каскады пирамидок
Каскады пирамидок
Каскады пирамидок





Комментарии запрещены.

Последние публикации