Господские хозяйства

Господские хозяйстваВозможно, славянским обозначением дулопариков было «отроки», а за их владение взималась особая государственная подать — «отрочина». В качестве прежде всего пастухов и слуг эксплуатировались в хозяйствах пленники-рабы, число которых, видимо, увеличилось в болгарских землях после византийского завоевания. Но положение дулопариков и рабов приближалось к зависимым крестьянам вследствие наделения их землями и освобождения. Наемные люди — мистии — оказывались в юридически неполноправном положении и подвергались внеэкономическому принуждению. Влахи представляли собой зависимых скотоводов. Находились в господских хозяйствах и зависимые ремесленники, некоторые из которых являлись рабами. Впрочем, как отмечает Г. Г. Ли — таврин, трудно достаточно точно определить степень зависимости каждой категории крестьян от феодала. Личная свобода совмещалась в ней с ее ограничениями и крепостническими формами внеэкономического принуждения. Отработочная рента при этом преобладала над натуральной. Денежной рентой становились государственные налоги, которые жаловались императором феодалу в результате податного иммунитета — экскуссии. В состав иммунитета входило также право феодала на суд в своих владениях.

Создание независимого Второго Болгарского царства воспринималось болгарами как восстановление исторических традиций Первого Болгарского царства. Поэтому болярин Федор, который возглавил вместе с Асенем восстание и был провозглашен царем, был наречен Петром. Но к концу XII в. Болгария представляла собой, как отметил Г. Г. Литаврин, вариант византийской общеимперской феодальной системы, так что основное отличие от предшествующего периода состояло в том, что господствующее положение и в экономике, и в политической сфере перешло к болгарским феодалам.

Еще интересные статьи :

Господские хозяйства
Господские хозяйства
Господские хозяйства
Господские хозяйства
Господские хозяйства





Комментарии запрещены.

Последние публикации