Служила иерархической структуре

Служила иерархической структуреМенее значительным в служилой иерархической структуре являлся статус отроков. Они служили в княжеском дворе, являлись членами дружины, исполняли важные функции в административно-судебном аппарате в качестве помощников значительных должностных лиц — мечников и вирников и в качестве самостоятельных лиц административно-судебного управления. Вира в 40 гривен свидетельствует об их статусе лично свободных, указывая также, что в случае происхождения из зависимых людей княжеская служба делала их свободными. Несложные подсчеты показывают, что при существовании 800 отроков при одном княжеском дворе число отроков на Руси конца XI в. было весьма значительным: при дворах, отмечаемых в «Повести временных лет», 15 русских владетельных князей этого времени — 7500—12000 человек.

Детские являлись младшими членами дружины, исполняя низшие административно-судебные должности, находясь при дворе князя, входя в близкое его окружение. Но, несмотря на название, детские были взрослыми людьми, владели собственными домами. Возрастные понятия «пасынки» и «паробки» также использовались в XI—XIII вв. для обозначения служилых князю людей, но названиями особых общественных слоев они не стали.

Сравнение социального статуса, положения в дружине, при княжеском дворе, в административно-судебном аппарате свидетельствует о том, что мужи, отроки, детские составляли иерархически организованную структуру служилых людей. Их сюзереном был князь. Но эти социальные группы являлись открытыми, что составляло основу вертикальной мобильности в зависимости от милости князя. Так что, когда «дружина» (вероятно, прежде всего старшая дружина, бояре) пригрозила в 1169 г. отъехать от Владимира Мстиславича, тот, посмотрев на детских, сказал: «А се будуть мои бояре», что указывает на зависимость социального статуса от места в служилой иерархии. При этом очевидно развитие семантики понятий «муж», «отрок», «детский» из семейновозрастных обозначений в феодально-иерархические вне устойчивой западноевропейской терминологии, подобно тому как в сеньориально-вассальных отношениях византийских императоров и болгарских царей использовались аналогичные понятия «духовный отец» — «духовный сын», у хорватов «дед» являлся вторым лицом в иерархии служилых князю людей, а у западноевропейских равных по положению сюзеренов — «брат».

Еще интересные статьи :

Служила иерархической структуре
Служила иерархической структуре
Служила иерархической структуре
Служила иерархической структуре
Служила иерархической структуре





Комментарии запрещены.