Комплекс феодальных отношений

Комплекс феодальных отношенийДругой комплекс феодальных отношений в Чехии развивался в господских хозяйствах. Уже из содержания сохранившихся княжеских вкладных грамот второй четверти—середины XI в. следует, что в это время продолжались предшествующие традиции универсальных монастырских хозяйств. При основании монастырей использовались разные формы материального обеспечения. Реализуя право титульной верховной собственности на землю, Олдржих (1012—1033 гг.) пожаловал Сазавскому монастырю земли по реке Сазаве на указанном в грамоте пространстве с лугами и окружающим лесом, имея в виду дальнейшую самостоятельную деятельность монахов. Однако, как сообщает сазавский монах, «наследственные владельцы» (heredes), дедичи, лично свободные крестьяне, стали отстаивать свое право на земли. Поэтому князь пересмотрел это решение: «Он вновь дал аббату монастыря Прокопию все владение водой и лесом в названных выше границах», а поля и луга по обеим сторонам реки выкупил за 600 денариев. Таким образом, в Чехии в первой половине XI в. произошло, как и в Хорватии того же времени (см. выше, с. 225), столкновение двух принципов собственности на землю — титульной верховной собственности государства и развитой формы наследственной земельной собственности. Пользуясь правом верховной собственности, Олдржих передал Сазавскому монастырю все земли без крестьян. Однако на них оказались объекты аллодиальной земельной собственности, и князь был вынужден признать это право на поля и луга. Но право титульной верховной собственности на воды и лес осталось незыблемым. Сын Олдржиха Бржетислав I (1034—1055 гг.) подтвердил это пожалование и добавил монастырю «землю» (вероятно, пахотную), село Скрамники, к которому эта земля, видимо, относилась, озеро (stagnum) и рыбную тонь. Монастырю св. Иоанна Крестителя в Острове Бржетислав I дал село Кошовичи с пасечниками (debitores mellis), а также село Седлице с госпитами, стражей (custodes) трех церквей, две часовни со всеми владениями, к ним относящимися, рыбаков села Дражовичи, «землю» (село) Чернин в четыре плуга (пахотная площадь), окружающий лес под названием Затон, подати от города (civitate) Домажличи с находившейся в ней часовней св. Якова со всем к ней относящимся. Содержание этого вклада свидетельствует о его сложном социальном составе: две большесемейные, вероятно, общины, судя по родовому окончанию — ичи, со специализированным хозяйством пчеловодов и рыбаков, небольшая соседская, видимо, община Чернин, явно соседская община Седлице с госпитами — пришельцами-крестьянами, отбывающими феодальные повинности на господина. Форма зависимости церковных стражей неясна, тогда как передачи монастырю государственных податей от города Домажличи может свидетельствовать о передаче всех этих владений из государственного фонда. Подати оказываются в этом случае феодом-деньгами, если только этот город не входил в состав княжеского господского владения.

Еще интересные статьи :

Комплекс феодальных отношений
Комплекс феодальных отношений
Комплекс феодальных отношений
Комплекс феодальных отношений
Комплекс феодальных отношений





Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Последние публикации